Центр психологии и кинезиологии «ИВа»
«Любовь, созидание и мир.
Мы сами управляем своей жизнью!»
8 (985) 292-99-33
Главная / Материалы / Эффективность использования глазодвигательных упражнений в практике коррекции стрессовых состояний

Эффективность использования глазодвигательных упражнений в практике коррекции стрессовых состояний

Гульнур Салаватовна Шамгулова
медицинский психолог
БУ «Когалымская городская больница»,
ХМАО-Югра, Когалым.
E-mail: bolnoydok@mail.ru

Строение зрительного анализатора. Глазодвигательные упражнения и их роль коррекции стрессовых состояний. Коррекция типа взгляда и их результаты. Интеграция методов психотерапевтической кинезиологии с другими методами психотерапии (НЛП, ДПДГ).
Ключевые слова: глаза, зрительный анализатор, психотерапевтическая кинезиология, ДПДГ, НЛП, коррекция зрительной цепи, движение глаз, стресс.

Глазное яблоко представляет собой шарообразное тело, которое имеет несколько осей вращения. Его положение в орбите практически ничем не ограничено. Все оси вращения пересекаются в точке вращения глазного яблока, которая в норме находится на 13,5 мм сзади от роговицы. Движение глаз вызывается содружественными сокращениями глазных мышц, то есть сокращением одних и расслаблением других.
За движения глаз ответственны 6 мышц — верхняя, нижняя, медиальная и латеральная прямые (лат. mm. rectus superior, inferior, medialis et lateralis), верхняя и нижняя косые (лат. mm. obliquus superior et inferior) мышцы. Движение каждого глаза осуществляется в трех плоскостях. Движение одного глазного яблока называется дукцией.

В зависимости от плоскости движения различают следующие виды движений глаза:
• аддукция — приведение (глаз поворачивается к носу). Ее совершает медиальная прямая мышца;
• абдукция — отведение (глаз поворачивается в сторону виска). Ее совершает латеральная прямая мышца;
• супрадукция или поднятие глаза кверху осуществляется верхней прямой мышцей;
• инфрадукция или опускание глаза осуществляется нижней прямой мышцей;
• инциклодукция — движение глаза в Y-плоскости, когда его верхняя окружность вследствие вращения приводится к носу — верхняя косая мышца;
• эксциклодукция — противоположно инциклодукции.

Верхняя окружность отводится к виску — нижняя косая мышца. Изолированные движения одного глаза независимо от другого у здорового человека невозможны, оба глаза всегда двигаются одновременно, то есть всегда сокращается пара глазных мышц. Так, например, при взгляде вправо участвуют прямая латеральная мышца (лат. m. rectuslateralis) правого глаза иннервируемая отводящим нервом (лат. nervusabducens) (VIнерв) и медиальная прямая мышца (лат. m. rectus medialis) левого глаза иннервируемая глазодвигательным нервом (лат. nervus oculomotorius) (III нерв). Сочетанные произвольные движения глаз в различных направлениях — функция взора — обеспечиваются системой медиального продольного пучка (лат. fasciculus longitudinalis medialis). От этих ядер медиальный продольный пучок идет с обеих сторон параллельно средней линии от покрышки среднего мозга вниз к шейной части спинного мозга. Он связывает ядра двигательных нервов глазных мышц и получает импульсы из шейной части спинного мозга (обеспечивающей иннервацию задних и передних мышц шеи), от ядер вестибулярных нервов, из ретикулярной формации, контролирующей «центры зрения» в мосту и среднем мозге, от коры большого мозга и базальных ядер.

Движения глазных яблок могут быть как произвольными, так и рефлекторными, но при этом только содружественными, т. е. сопряженными, во всех движениях участвуют все мышцы глаза, либо напрягаясь (агонисты), либо расслабляясь (антагонисты).

За непроизвольные движения глаз ответственна кора затылочной доли больших полушарий мозга, а за произвольные — лобных.

Оценка уровня стресса в кинезиологии проводиться через оценку движения глаз. Много коррекций в психотерапевтической кинезиологии связано с глазами — «восприятие чтения», «пересечение середины», «замыкание зрительной цепи» в основном и углубленном курсе, «пересечение середины», «суженный ирис», меридиальные коррекции». Так же много «структур и функций связаны со зрительным анализатором» — «расположение глаз», «лобные бугры», «величина радужной оболочки», «соотношение уголков глаз» и пр.
Мое знакомство с психологическими коррекциями, связанными с глазами произошло раньше чем с методом психотерапевтической кинезиологии.

Это метод НЛП и ДПДГ десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ, англ. EMDR) — метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения пост-травматических стрессовых расстройств (ПТСР), вызванных переживанием стрессовых событий, таких как насилие или участие в военных действиях.

Теория и практика НЛП говорит, что чаще всего:
• глаза, обращенные вверх, дают нам образные зрительные представления;
• глаза, гуляющие по горизонтальной оси, помогают нам воспринимать и воспроизводить речь, звуки;
• если же взгляд устремлен вниз — это связано с кинестетическими ощущениями или внутренним монологом.

В то же время: у правшей левая сторона — это область, связанная с прошлым, правая — с будущим. У левшей совершенно наоборот. Хотя на практике бывают и атипичное представление. И мне было очень интересно интегрировать методы.

Таким образом, если мы имеем блокировку взгляда влево вверх (ИНТЕРЕС/ОБИДА — сознание) мы скорее всего будем иметь и блок к зрительным воспоминаниям касающихся прошлого.
Блокировка взгляд влево (ВРАЖДЕБНОСТЬ подсознание) блокируются слуховые воспоминания прошлого.
Блокировка взора влево вниз (НАСТРОЕННОСТЬ/БЕЗРАЗ ЛИЧИЕ — тело) — может «выключить» кинестетические, телесные воспоминания.

Блокировка взора вправо вверх (ВПРАВО/ВВЕРХ-РАВЕНСТВО/ ГОРЕ и ВИНА — подсознание) — блокирует зрительное представление, «выключает возможность придумывать новые зрительные конструкции.
Блокировка право (энтузиазм — подсознание) — заблокирует умение говорить «хорошие слова», воспринимать и перерабатывать слуховую информацию.

Блокировка вправо вниз (УВЕРЕННОСТЬ/СТРАХ ПОТЕРИ подсознание) — сложно интегрировать и осознавать новые телесные ощущения и двигательные акты.

Примеры из практики работы с пациентами
1. Женщина 26 лет, беременность 3 триместр, беременность 3, 2 закончились регресированием. Во время групповых занятий по подготовке к родам плохо себя чувствует и уходит. На индивидуальных занятиях при слове «роды» отводит взор влево вверх и находится в полуобморочном состоянии. В ходе работы страх перед «стихиями земли». На вопрос, «кто умер из близких в родах», ответить не может. После нескольких коррекционных упражнений, среди которых, коррекция зрительной цепи «взгляд вверх влево» из углубленного курса женщина вспоминает, что у нее 2,5 года назад умерла тетя в родах с близнецами. Дети выжили. Клиентка на тот момент недавно вышла замуж и процесс горевания был смазан. И два регресса, возможно так же были связаны со страхом смерти в родах. После коррекций женщина дома поплакала, погоревала, обсудила ситуацию с мужем. Через неделю женщина смогла продолжить подготовку к родам уже без обмороков и успешно родила дочь, 9 – 10 по шкале Апгар. Воспоминания, связанные с тетей были для женщины были сильным стрессором, что серьезно блокировало зрительные воспоминания, касающиеся не только проблемы репродукции, но и в целом зрительной памяти. Сейчас женщина с успехом продолжает обучение, которое бросила 2 года назад из-за проблем с памятью.

2. Женщина 24 года. Беременность 3 триместр. Беременность вторая, роды предстоят вторые. Брак второй. ВСД по гипертоническому типу. Повышение артериального давления в основном отмечается перед приемом у врача и на приеме. У женщины ярко выраженные лобные бугры, ярко выраженные затылочные бугры. Спрашиваю, рисует ли она, имеет ли яркие сновидения и зрительное воображение? — отвечает, что «до замужества в 18 лет все так и было, теперь этого нет». В коррекции — страх «перед женщиной» в возрасте 18 лет. По мышечному тесту определяем страх перед сестрой первого мужа, которая ко всему является медицинским работником. С ней у клиентки сложились неприязненные, даже враждебные отношения. Она считала клиентку недостойной невестой и женой своему брату и сыграла не последнюю роль в их разводе. Одной из коррекций была коррекция «восстановление зрительной цепи» из углубленного курса, взгляд вправо вверх. Произошло рассоединение образа медицинского работника и сестры мужа, слияние которых подсознательно произошло в одном из конфликтов, где женщина отреагировала повышение АД. В настоящее время женщина успешно посещает медицинских работников, давление стабилизировалось. Уже на следующем приеме отметила желание рисовать и появление красочных сновидений, которых не было уже 6 лет.

3. Женщина, 50 лет. Яркой особенностью внешности женщины является стробизм левого глазного яблока влево вверх. Коррекций было много. Женщины имела большое количество страхов и проблем. В одной из коррекций по мышечному тесту — коррекция углубленный курс, реактивная цепь, «замыкание зрительной цепи», потом углубленный курс «замыкание зрительной» цепи взгляд влево — вверх. Но после выполненной коррекции не было 100% принятия. По мышечному тесту нужно было что-то еще с глазами, но не из кинезиологии. Определили, что нужно сделать движения глаз при замыкании зрительной цепи не совсем стандартные. Двигательный паттерн для коррекции: глаза вправо вверх — влево вверх, вправо — влево вверх, вправо вниз-влево вверх, влево вниз -влево вверх, влево — влево вверх. То есть все типы взгляда сопрягали со взглядом влево вверх. Та же коррекция вышла домашним заданием на 6 недель. Следующая наша встреча состоялась через 2 месяца, к моему удивлению и радости у женщины в жизни позитивные перемены, хорошее настроение, и глазное яблоко заняло свое физиологическое место. 4. Лишь 10 – 15% студентов имеют хорошо развитый слуховой канал восприятия. Студенты медицинского колледжа, в котором я преподаю психологию, отметили, что лекции лучше воспринимаются на слух после того, как сделаем упражнения на восстановление «зрительной цепи» — казалось бы какая связь? 5. Отметила, при подготовке женщин к родам, если есть сложности с обучением женщины навыкам дыхания и движения в родах, многие имеют блок взора вниз и вправо вниз — причины и истоки блокировки у всех разные — но при ее разблокировке обучение становиться более успешным.

Список литературы:
1. О’Коннор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование / Дж. О’Коннор, Д. Сеймор; пер. с англ. — Челябинск: «Версия», 1997.
2. Куроедова Е. О. Кинезиология — путь к успеху и гармонии в жизни (из опыта работы): Практическая кинезиология. Путеводитель по жизни / Е. О. Куроедова, И. В. Степанова. — Электронный журнал: anti-stress.ru/ joomla/index. php/assoc/journal/
3. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека: учеб. Пособие / Р. Д. Синельников, А. Р. Синельников. –Т. 4. — М.: Медицина, 1996.
4. Уайтсайд Д. Громче слов. Структуры функций / Д. Уайтсайд. — ЦВЛД Северного округа Москвы, 1993.
5. Чобану И. К. Основы психотерапевтической кинезиологии / И. К. Чобану. — М.: Литтерра, 2012.
6. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры / Ф. Шапиро; пер. с англ. А. С. Ригина. — М.: Не зави симая фир ма «Класс», 1998.