Центр психологии и кинезиологии «ИВа»
«Любовь, созидание и мир.
Мы сами управляем своей жизнью!»
8 (985) 292-99-33
Главная / Материалы / Стресс как результат ценностных противоречий

Стресс как результат ценностных противоречий

Степанова Ирина Валентиновна, к.биол.н, действительный член АПК
Психолог. Кинезиолог. Бизнес-тренер.
Stepanova Irina V. , PhD
Psychologist . Kinesiologist . Business Coach .

Аннотация: Поведение человека определяется его ценностями, которые являются основанием для психического здоровья и благополучия. Стресс можно рассматривать как следствие внутриличностного конфликта, в основе которого лежит моральная несостоятельность личности. Успех выхода из стрессового состояния зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и её разрешения.

Ключевые слова: ценности, моральные нормы, эмоции, конфликт, стресс.
Abstract: Human behavior is determined by its values, which are the basis for mental health and well-being. Stress can be considered as a consequence of intrapersonal conflict based on the moral failures of the individual. Success out of the state of stress depends on the personality of its awareness of the moral problem and its solution.
Keywords: values, moral norms, emotions, conflict and stress.

Наше поведение определяется ценностными суждениями, которые являются основанием для психического здоровья и благополучия.
Согласно последним данным, стрессовое состояние можно рассматривать как симптом моральной несостоятельности. Во многих случаях стрессовые состояния представляют собой специфическое выражение морального конфликта, и успех выхода из стрессового состояния зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и её разрешения.

Человеку трудно быть здоровым без понимания норм и ценностей его жизни.
Люди обладают сильнейшим побуждением к здоровой, благополучной и счастливой жизни. Находясь в стрессовом состоянии, люди теряют это побуждение и видят непреодолимые препятствия к такой жизни. Избавление от стресса помогает устранению препятствий, мешающих жить в полную силу. Реальный выбор – это выбор между хорошей и плохой жизнью. «Хорошая» жизнь – это ощущение себя личностью, раскрытие собственных творческих сил и возможностей с целью сохранения самого процесса жизни и быть счастливым. «Плохая» жизнь – это ощущение себя ущемленным, несчастным, полностью зависящим от внешних обстоятельств.

Часто человек считает, что он может жить по-своему, и ценностные ориентиры он может выставлять тоже по-своему. Поэтому случается, что иметь деньги, престиж и власть – это главное.
Однако моральное поведение присуще человеку как данность. Эмпатия, доверие друг к другу, забота и взаимопомощь являются основой морального поведения человека. Правила морали служат для поддержания взаимодействия и взаимопомощи внутри социальной группы и действуют как общественный договор, налагающий на индивидуума множество ограничений. (Выготский Л.С.,1956; Дарвин, 1859; Л.А.Китаев-Смык, 2009; Ш.Тейлор, Л.Пипло, Д.Сирс; К.Фриг, 2007).

Биологической цели морали – благоприятствовать взаимодействию – присуще правило: оказывать предпочтение своей группе. На первом месте стоит моральный долг приверженности семье, родственникам и своему сообществу. Только в том случае, если обеспечено выживание и здоровье своих близких, масштабы приверженности могут быть увеличены.

Человек в большинстве случаев вообще не размышляет о своем моральном поведении. Человек незамедлительно поступает морально, исходя из прочного биологического основания, и только задним числом он открывает для себя причины поступка, бессознательного совершенного за доли секунды. Наши моральные ценности эволюционировали в течение миллионов лет и покоятся на бессознательных универсальных ценностях. Первым проявлением морального поведения в развитии индивидуума, любовная забота родителей о потомстве, говорит в пользу биологической основы этого поведения. (Ч.Дарвин, 1871).
В нашем мозгу имеется моральная нейронная сеть, нейробиологические ячейки которой шаг за шагом развивались в процессе эволюции. Мы схватываем эмоции других через посредство зеркальных нейронов. (К.Фрит, 2011, Д. Свааб, 2014).

Зеркальные нейроны – основа обучения через подражание. Имитирующее поведение происходит большей частью автоматически. Зеркальные нейроны делают возможным почувствовать то, что выражает эмоция другого, и таким образом являются основой сочувствия. Зеркальные нейроны были открыты в префронтальной коре, в передней части мозга, а также и в других частях головного мозга. Префронтальная кора заботится о том, чтобы воспринятые эмоции соединялись с моральными воззрениями. Она реагирует на социальные сигналы и тормозит импульсивные, эгоистические реакции. Она также имеет решающее значение для возникновения ощущения, что мы поступаем честно. Травмы префронтальной коры могут вызвать антисоциальное, психопатическое и аморальное поведение.

Кроме префронтальной зоны, для нашего морального поведения важны и другие корковые и подкорковые области: передняя часть височной доли вместе с миндалевидным телом, перегородка между желудочками мозга, система вознаграждения и гипоталамус. Все эти области мозга важны для мотивации и эмоциональной окраски нашего морального поведения. Миндалевидное тело участвует в нашей адекватной реакции.
Такие моральные эмоции, как чувство вины, участие и сочувствие, стыд, гордость, презрение и благодарность, а также отвращение, уважение, негодование, гнев зависят от взаимодействия названных областей мозга. (К.Фрит, 2011, Д.Свааб, 2014).

Эмпатия дает возможность не только понимать других, но и открывает глаза на то, каково «им» приходится, когда мы преднамеренно раним их или мучаем. За этим импульсом мы должна ревностно следить.
Эмпатия возникает, прежде всего, из заботы матери о потомстве. Это автоматическая реакция. Практически, все люди способны к эмпатии. Эмпатия открывает путь к сотрудничеству и удовлетворению от того, что мы поступаем честно и делаем людям добро.

Ребенок обучается научением матери. Все моральные нормы и ограничения он познает от нее. Очень важно, чтобы отношения женщины со своей матерью складывались позитивно. Во-первых, чтобы будущая мать была желанным ребенком. Многие компоненты материнского поведения закладываются очень рано. Эмоциональные значения ситуаций материнского взаимодействия усваиваются девочкой до трёх лет. В подростковом возрасте уже есть представления о том «какой я буду мамой», как правильно нужно воспитывать ребенка и желаемых отношениях с ним. (Филипова Г.Г., Брутман В.И., Хамитова И.Ю., 2001) Став девушкой, девочка должна «потерять» мать, «умерев» как ребенок и возродиться как женщина, соединившись с матерью на новых условиях, «как будущая мать с настоящей матерью». Отношения с матерью должны развить позитивную сексуальность в частности и гармоничную гендерную идентичность в целом. (Палюда Е., 2003). В беременности, в первой стадии родительства, формируются образы родителей, какими они будут родителями, оценивая свои ожидаемые действия согласно с собственными стандартами идеального родителя. (Galinsky, 1980). Происходит переосмысление всех жизненных ценностей Женщина осознает существование ребенка, который включается в ее жизнь, вызывает в ней определенные чувства и действия. Появляется стремление общаться с ребенком, взаимодействовать с ним, заботиться о нем, благополучно выносить и воспитать (Баженова, О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А.,1993; Брутман В.И., Радионова М.С., 1997).

Возраст 4 года — 6 лет является максимально открытым для подражания в поведении и приобретении навыков. Поэтому в этом возрасте, прежде всего, родители и родственники обучают детей моральному поведению. В этом возрасте в сознании ребенка уже имеется информация о себе, у него появилось самосознание. Вместе с тем, в сознании создается большое количество моделей окружающего мира. Нужно понять, какие модели связаны с болью, а какие — с радостью. Через доверительное общение с матерью и значимыми детям людьми, через их взаимодействие, приобретение новых знаний и навыков, ребенок выбирает и вырабатывает те модели поведения, которые оказались для него значимыми. Так появляется осознание действительности. У матери есть «свой» язык с ребенком, которым она обучает своих детей. Этот язык сохраняется на годы. Значимые люди в диалоге могут передавать свой опыт через слова, отношение и поведение. Часто слова воздействуют на ребенка сильнее, чем поведение. Для формирования морального поведения детям нужно чувствовать любовь, заботу, интерес, сопереживание, честное отношение. Культурная среда знакомит детей с классическими художественными и музыкальными произведениями, которые показывают примеры морального поведения. Для того, чтобы сделать индивидуальный выбор, человеку нужна воля. Только усилия воли могут помочь человеку выбрать нужную позицию. Укреплению воли тоже способствуют взрослые своим примером. Если демонстрация воли демонстрировалась с выражением агрессии, принуждения и насилия, то для того, чтобы не испытывать боли в дальнейшем, ребенок начнет манипулировать взрослыми с применением той же воли.
К 7 годам ребенок уже ознакомлен или нет родителями с основными моральными нормами и ограничениями.
В возрасте с 14 до 16 лет, молодым людям необходимо получать одобрение от родителей и значимых для них людей. Необходимо, чтобы в подростковом возрасте сформировалось чувство личной удовлетворенности во взаимоотношениях и одобрительное отношение к предмету их интереса. К этому возрасту моральное поведение уже может быть сформировано. В дальнейшем его можно только дополнять и корректировать.
В случае стресса зеркальные клетки нейронной сети отражают отрицательные эмоции, которые испытывает человек. Человек теряет чувство эмпатии. Он теряет главное качество морального поведения: он не может участвовать ни в каком взаимодействии и способствовать ему. В состоянии стресса человек разобщен с собой и с миром вокруг. Он находится в состоянии защиты для того, чтобы выжить. В этом случае, вопрос творческой реализации не рассматривается.

Выйдя из стрессового состояния, человек обретает возможность взаимодействовать, сотрудничать, чувствовать и ощущать красоту и полноту мира.

Каждый человек индивидуален, уникален и отличен от других. Он может превратить свои возможности в действительность только путем реализации своей индивидуальности. Для того, чтобы раскрывать свои возможности в действии, человеку нужно приложить усилия воли, сделать выбор этим заниматься. В момент принятия решения о конкретных действиях активизируется дорсолатеральная часть префронтальной коры. (Frith, C.D., Friston K.,Liddle, P.F., Frackowiak, R.S.,1991). В момент принятия решения работают многие участки мозга, которые определяют ограничения, и определят окончательный выбор. Эти ограничения поступают от тела о тех действиях, которые физически мы не можем выполнить в настоящее время, от эмоций о действиях, о которых мы можем впоследствии пожалеть, от нашей социальной среды о действиях, которые никак нельзя делать. (Monsell, S., Driver, J., 2000).

Каждый человек не может находиться без взаимодействии с собой и окружающим миром, а так как основа биологической морали – это участие и благоприятствие взаимодействию, то человеку нужно соблюдать ограничения в действиях, чтобы сохранить процесс взаимодействия и участие в нем. Сохранить честность и справедливость во взаимодействиях. Только благодаря взаимодействию людей друг с другом люди учатся общаться, предавать знания, приобретать навыки. Благодаря взаимодействию происходит процесс развития, единицей которого являются изменения. Такие понятия, как воля, ответственность, смысл зависят от взаимодействий. Смысл рождается из взаимодействия сознаний двух разных людей. Наш мозг фиксирует преднамеренные обманные действия. Эту функцию выполняют лобные доли коры. При обнаружении преднамеренных обманных действий желание дальнейшего сотрудничества пропадает. «Собственное благо» состоит в том, чтобы увеличить свои шансы на выживание и размножение. «Общее благо» состоит в том, чтобы заботиться о своих родственниках и окружающих, и наши гены сохранятся, даже если мы сами погибнем. (Dawkins, R, 1976; Haldane, J.B.S. 1999; Boyd, Gintis, H., Bowles, S., Richerson, P.J., 2003). Именно во имя возможности продолжения рода наш мозг фиксирует преднамеренные действия окружающих и прекращает сотрудничество, чтобы прекратить взаимодействия.

Долг быть живым означает тоже самое, что быть самим собой, развивать свои возможности до зрелого состояния, формируя свою личность. (Э.Фромм, 2010).

В связи с этим созидательно для человека – это утверждение жизни в себе, раскрытие своих индивидуальных творческих сил и ответственное отношение к собственному существованию. Чувствовать, что это он это может сделать, так как уверен в своих силах. Разрушительно для человека только достижение социальных материальных целей и, как следствие, безответственное отношение к себе. Есть понимание, что человек должен так жить, чтобы ощущать себя живым. Имеет место конфликт двух понятий «могу» и «должен».
Находясь в стрессовом состоянии, человек теряет возможность творческого выражения своих сил и «могу» заменяется на «должен». Эти два понятия были заложены в раннем детстве.

Ниже рассматривается общая тенденция поведения трех различных групп людей, находящихся в стрессовом состоянии.

1. Очень часто некоторые люди считают, что источник всех благ находится во внешнем мире, будь то что-то материальное или какое-то чувство, например, любовь. И все необходимое нужно получить извне и лучше, не прилагая к этому усилий. Такая потребительская позиция. Такие люди пассивны, не инициативны, принимают желаемое за действительное. Реализовывать свои творческие способности не считают необходимым. Как следствие – не несут ответственность за свое существование. В стрессе они жалуются на отсутствии заботы о них и обвиняют в этом окружающих. В этом случае сталкиваются их желание получать от других и их нежелание раскрывать свои творческие силы в достижении своих потребностей.

2. Есть другие люди, требующие от других необходимых усилий, которые удовлетворят их потребности. Им нужно иметь и иметь за чужой счет. Если они не получают того, что задумали, то начинают обманным путем, путем манипуляций получать это. Людей рассматривают с точки зрения получения от них выгоды. В стрессе они агрессивно настроены против «виноватых», злобны, циничны, завистливы. В данном случае сталкиваются желание иметь или отобрать от других необходимое им и отсутствие всякого желания самореализации.

3. Еще одна группа людей рассматривает себя как товар, необходимый на рынке продаж. Они стараются продать себя как можно дороже. Они стараются быть полезными и хорошо приспосабливаются в любых условиях. В данном случае теряется всякая индивидуальность, уникальность и самобытность человека. В стрессе такие люди истинно не понимают почему они оказались ненужными в деле, обстоятельствах и взаимоотношениях. Здесь сталкиваются желание быть нужным другим и нежелание быть нужным самому себе и своей творческой реализации.

Все люди стремятся быть любимыми. Но не все считают, что для того, чтобы быть любимыми нужно самому любить. Любовь – продуктивная форма отношения к другим и к себе. Она предполагает ответственность, заботу, уважение и знание другого и стремление дать возможность другому человеку расти и развиваться. Это выражение близости между двумя людьми, при условии сохранения целостности личности обоих. (Э.Фромм, 2010).

В первом случае люди начинают угождать и идти навстречу любому, кто проявит к ним чуткое отношение в расчете на любовь.

Во втором случае люди имеют отношения с женатыми мужчинами и замужними женщинами, стараются приобрести любовь, отнимая ее у других, забывая, что любовь нужно чувствовать самому. Отнять можно то, чего не имеешь.

В третьем случае браки заключаются из расчета их полезности и возможности занять более высокую рыночную стоимость.

Продуктивность является прямым продуктом морального поведения. Продуктивность есть способность человека применять свои силы, реализуя заложенные в нем творческие возможности с удовольствием, без пользы для себя. Человек руководствуется своим разумом и сам выбирает направление реализации своих творческих сил, исходя из внутренней одухотворенности. Продуктивность – это творческое отношение к миру и самому себе, обогащение мира творческим продуктом, который является результатом собственного личностного саморазвития.

Творческий продукт является результатом самосовершенствования и преобразует окружающий мир. Рождение человека является его первым продуктивным процессом, если он родился сам. Это первичный процесс раскрытия потенциальных возможностей человека, заложенных в человека его родителями. Благополучное протекание беременности женщины свидетельствует об отсутствии ценностных конфликтов родителей в понимании их продуктивного поведения в деле создания семьи, развития семьи, рождения и воспитания детей.

Продуктивное отношение к миру – это деятельность и поступки, которые выражают заботу, уважение и ответственность в отношении себя и окружающих. Это профессиональная деятельность, которой человек занимается с удовольствием.

Продуктивное поведение в любви – это преодоление трудностей в понимании друг друга для сохранения чувства любви и желания быть рядом друг с другом.

Деструктивное поведение отличается пассивной позицией, которая выражается в обычном функционировании, послушном выполнении порученной работы, достижении социальных целей, без ответственности за выражение своих творческих сил. В любовных отношениях присутствует потребительская позиция, а забота, уважение и ответственность за сохранения чувства отсутствуют.

В первой группе людей в стрессе вместо продуктивной деятельности присутствует необходимость потреблять результаты чужого труда как в личной, так и в профессиональной жизни.
Во второй группе люде в стрессе есть потребность разрушить результаты любого творческого труда и присвоить себе.

В любовных отношениях их цель заставить любить себя. У людей такого типа есть потребность разрушить личность другого из страха быть разрушенным другим.

У людей третьей группы в стрессе считают необходимым повышать свой профессиональный уровень, приобретать навыки, дающие возможность дороже себя продать. В личных отношениях им присуще отчуждение от проявления чувств, заботы, уважения к личности, и, как результат, отсутствие ответственности за сохранение отношений.

Работа по снятию стресса имеет цель — дать возможность человеку сделать выбор принять на себя ответственность за собственное самосовершенствование, раскрытие своих творческих способностей и возможностей продуктивной реализации в личных отношениях, профессиональном отношении, в позитивном преобразовании себя и мира вокруг.

Список литературы.
1. Баженова О.В. Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству:выделение факторов условий психологического риска для будущего развития ребенка. Синапс №4., 1993
2. Бутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности //Вопросы психологии №6, 1997.
3. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. -М., 1956.
4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, 1859.
5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса.- М., 2009
6. Свааб Д. Мы это наш мозг. — С.-Пб.,2014
7. Фрит К. Мозг и душа.- М.,2011
8. Психосоматика: телесность и культура. Под ред. Николаевой Н.Н.- М., 2009
9. Полюда Е. Подростковый возраст женщины.- М.,2003
10. Фромм Э. Человек для самого себя.- М. 2010
11. Boyd, R., H., Boweles, S., & Richerson, P.J. (2003). The evolution of altruistic punishment. Proceedings of the National Academy of Sciences USA, 100(6), 3531-3535.
12. Dawkins, R. (1976). The selfish gene. Oxford: Oxford University Press.
13. Frith,C.D., Friston, K., Liddle, P.F., Frackowiak, R.S. 1991. Willed action and the prefrontal cortex in man – a study with PET. Biological Sciences, 244(1311).
14. Frith,C.D., Frith,U. 1999.Interactinng minds – a biological basis. Science, 286(5445).
15. Haldane, J.B.S. (1999). Altruism. In K. Connolly & M. Margaret (Eds.), Psychologically speaking: A book of quotations 10. Leicester: BPS Books. ОригиналвжурналеNew Scientist от 8 сентября 1974 г
16. Monsell,S., Driver, J. 2000. Control of cognitive processes: Attention and Performance XY111. Cambridge, MA: MIT Press.
17. Shallice, T. 1988. The allocation processing resources: Higher-level control. in. From neuropsychology to mental structure. Cambridge: Cambridge University Press.
18. Phelps, E.A. O,Connor, K.J., Gatenby, J.C., Gore,J.C., Grellon,C., Devis,M. 2001. Activation of the left amigdala to a cognitive representation of fear. Nature Neurociense, 4(4).
19. Syultz, T.R., Wells, D., Sarda, M. 1980. Development of the ability to distinguish intended actions from mistakes, reflex, and passive movetmtnts. BritishjournalofSocialandClinicalPsychology, 19 (Pt.4).